история такси

история такси

история такси


В современном мире такси стало настолько привычным, что многие и не представляют себе жизни без этого сервиса. А между тем, его история насчитывает уже несколько столетий.

Французские «фиакры»

Первое такси появилось ещё в 17 веке во Франции предприимчивый гражданин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию (около часовни Святого Фиакра) по извозу местных жителей. Каждая повозка была украшена барельефом с изображением святого, поэтому вскоре этот вид наемного транспорта стал называться «фиакрами».

Экипажи имели большой успех у населения, бизнес развивался, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные «фиакры» продолжали развозить жителей городка и окрестностей, а плата за проезд оговаривалась заранее. Однако после изобретения в 1905 году таксометра все поездки стали строго тарифицироваться с помощью этого счётчика. Прибор начали устанавливать в наёмных автомобилях, которые с тех пор назывались таксомоторами или просто такси.

Поняв востребованность этого вида транспорта, производители автомобилей наладили выпуск специальных машин, и первой стала компания Renault. Такси отличались цветом — чтобы выделяться на фоне общего потока движения — и конструкцией кузова. Первые «Рено» внешне напоминали знаменитые «фиакры» - пассажирская часть автомобиля была похожа на закрытую карету, а шофер находится в открытой передней части. Необходимостью защититься от непогоды была продиктована униформа таксистов — длинный непромокаемый плащ из кожи и фуражка военного образца. Позднее машины стали полностью закрытыми, и в них появилась опускающаяся стеклянная перегородка, отделяющая пассажиров от водителя.

Английские кэбы

Если во Франции время появления платных извозчиков означено весьма расплывчато, то Англия готова назвать вполне конкретную дату. Четырёхколесные экипажи с названием «хэкни» (разъездная лошадь) выехали на улицы страны в 1639 году после получения Корпорацией коучменов лицензии на извоз. В 1840-1850 годах тяжелые кареты были заменены двухколесными открытыми повозками — кабриолетами. Впрочем, англичане вскоре сократили название до кэба, и оно быстро прижилось во всех городах Туманного Альбиона.

Время не стояло на месте, и на смену конным экипажам пришли электрокэбы Bersey, развивавшие скорость 15 км/ч. А с 1907 года производители автомобилей рьяно взялись за разработку моделей, которые было бы удобно использовать в качестве таксомоторов.

история такси


Такси в России

До революции в России все железные дороги пересекались в Москве, поэтому спрос на транспорт был огромным. Приезжим и отъезжающим необходимо было как-то добираться до вокзала и с него. Частично решить проблему помогли извозчики, которые работали не только около вокзала, но и возили людей по всему городу. Для экипажей организовывались специальные места стоянок, однако системы заказов и единого тарифа на поездки ещё не было.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила своих читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Небольшой плакат «Извозчик. Такса по соглашению» приглашал всех желающих с комфортом добраться до нужного им места. Примером первого извозчика воспользовались и другие шофёры, и за последующие десять лет появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату.

Революция 1917 года положила конец этому сервису, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города на вполне законных основаниях. Плата за проезд была одинакова у всех: каждая верста стоила 50 копеек, а почасовая оплата составляла 4 рубля 50 копеек. Конечно, услугами таксистов могли пользоваться только обеспеченные люди.

До 1926 года такси были только в Москве и Ленинграде, а затем стали появляться и в менее крупных городах. 1934 год был ознаменован выпуском отечественных легковых автомобилей, что позволило увеличить парк таксомоторов более чем в 6 раз. С этого времени заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей. В послевоенное время большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 "Победа", а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась шахматная полоса и зелёный огонёк, сигнализирующей о том, что автомобиль свободен.

Немного интересных фактов:

Самая протяженная поездка на такси была предпринята тремя путешественниками - М. Эйлеттом, К. Аррезе и Д. Левайном. Они проехали на такси из Лондона в Кейптаун и обратно. Поездка заняла более четырех месяцев, и о чем только не беседовали путешественники по дороге – о политике, спорте, музыке, о том, как обставить кухню и что подарить родственникам на Рождество. Стоимость путешествия согласно таксометру составила почти 63 тысячи долларов.

Таксисты в Австралии должны возить в машине охапку сена. Это связано с законом, который обязывал извозчиков всегда иметь при себе корм для лошадей. Несмотря на то, что на смену извозчикам пришли таксисты, закон так и не был отменен. За его неисполнение водитель может лишиться лицензии.

Приехав во Вьетнам, туристы могут прокатиться в качестве такси на слоне.

В Финляндии половина вызовов такси производится через сеть интернет.

В Мехико самый большой таксомоторный парк, который насчитывает более 60 000 машин.

Один американский таксист , обнаружил на заднем сидении своей машины сумку с бриллиантами (кстати, стоили они 350 тысяч долларов). Водитель с огромным трудом всё-таки разыскал хозяина . Забывчивым пассажиром оказался ювелир из Нью-Йорка. А честный таксист получил в благодарность от ювелира 10 тысяч долларов и браслет с бриллиантами. Однако сам таксист сказал, что слова благодарности от ювелира, значили для него больше, чем деньги.

В Москве четверть века назад открыт единственный музей такси в мире.
 

поделиться

 
 
  • идеи для Нового года
  • концептуальный термос
  • кит - одиночка
  • фотокамера SatuGO