Шаварш Карапетян

Шаварш Карапетян

Шаварш Карапетян


16-го сентября 1976 года в рабочем районе Еревана шёл переполненный троллейбус; привычным маршрутом по песчаной дамбе Ереванского озера, за окнами висел мокрый осенний день…



...Кто говорил, что у водителя случился сердечный приступ, кто вспоминал, что какой-то раздраженный пассажир затеял с ним свару, кто теперь узнает? Но троллейбус сорвался с моста и камнем ушел в воду...

Шаварш Карапетян (советский спортсмен по подводному плаванию 11- кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, 7-кратный чемпион СССР) с братом Камо бежал кросс с рюкзаком за плечами. Видел сорвавшийся с дамбы и зависший в воздухе над серым озером красный троллейбус – и через секунду круги на воде, сомкнувшейся над ещё живыми людьми. 15 минут – максимум, что они там продержатся: это было понятно с начала…

Троллейбус быстро погружался в мутную воду, его уже отнесло от дамбы метров на 25, и он продолжал погружаться. Глубина была метров десять. Шаварш бежал туда, сбросив ранец, срывая на бегу одежду.

Не останавливаясь, он бросился в воду. Ничего не было видно: вода в озере была мутная. К тому же троллейбус поднял со дна густую тучу ила. Шаварш нащупал нижнюю перекладину лестницы, что ведет на крышу, ухватился за нее обеими руками; ударил в стекло ногами и проник в троллейбус. Сразу же нащупал чье-то тело и с силой рванул его на себя. В это мгновение он понял, что перед погружением допустил оплошность: нужно было выполнить гипервентиляцию - несколько глубоких вдохов. Он знал, что после гипервентиляции может продержаться под водой более четырех минут. Конечно, со свежими силами. Сейчас же ему оставалось держаться только на сверхусилии. Удушье становилось нестерпимым.

Когда Шаварш выплыл, брат его был уже на берегу. Оценив обстановку внизу, он понял, что спасать людей придется ему одному. Хотя Камо и был спортсменом-подводником, его квалификации было недостаточно. Позже все специалисты признали, что это мог выполнить только один человек – Шаварш Карапетян.

Прорвавшийся сквозь плотное оцепление Владимир Самсонович Карапетян стоял теперь на берегу и каждый раз уходил – мысленно – с сыном под воду. Он видел, что все тело сына истерзано осколками оконного стекла, и ясно осознавал, что одна лишь потеря крови может в любое мгновение стоить ему жизни. Но и он знал, что эту работу мог выполнить только его сын.

Шаварш Карапетян


Двадцать минут в ледяной воде. Двадцать спасенных. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни. Последнего из спасенных он поднял, уже потеряв сознание. «Видимость была равна нулю, - рассказывал Ш. Карапетян корреспонденту «Комсомольской правды». - Воруг меня были только песок и муть. Нырнув в очередной раз, я вытащил дерматиновое сиденье автобуса - так устал, что даже не заметил, что это не человек…»

Друг Шаварша Бабкен Хачатрян вспоминает, что Шаварш Карапетян еще долгие годы клял себя за это - ведь вместо этого проклятого сиденья он мог спасти еще одного человека. Хотя в чрезвычайных ситуациях силы человека, словно бы удваиваются, однако и они не беспредельны. Ценой сверхъестественного напряжения физических и духовных сил Шаваршу Карапетяну удалось сделать невероятное. И сейчас, оценивая трезвым взглядом совершенный им подвиг, понимаешь, что большего сделать никто бы не смог. Ибо для этого мало быть превосходным пловцом - нужно быть еще человеком великой души.

Когда на место трагедии принесли акваланги, оказалось, что в них нет воздуха. Шаварш Карапетян был убежден: будь баллоны полными, он смог бы спасти всех. Закрытая советская система не могла позволить, чтобы информация о негативном чрезвычайном событии проникла в печать, поэтому все сделанные в это время фотографии хранились в прокуратуре. Директор агентства «Фотолур» Герберт Багдасарян рассказывает: «Мы узнали об этой трагедии только через два года, когда по заказу газеты «Комсомольская правда» готовили репортаж о Шаварше Карапетяне».

Причины этой трагедии до сих пор неизвестны. По официальной версии, у сидевшего за рулем водителя случился сердечный приступ. Однако чудом спасшиеся пассажиры рассказывают, что причиной стала стычка водителя с одним из пассажиров. Пассажир требовал остановить в этом месте троллейбус, а водитель резонно утверждал, что троллейбус не такси, чтобы останавливать по желанию пассажиров. Пассажир ударил водителя по голове, и троллейбус, потеряв управление, упал в воду…

Все тело вымотанного до предела Шаварша Карапетяна было покрыто царапинами и ссадинами. Этот подвиг стоил ему заражения крови и двустороннего воспаления легких: в Ереванское озеро сбрасывались и канализационные стоки, что и стало причиной заражения крови. Шаварш Карапетян вынужден был оставить большой спорт. По всей его жизни пролегла резкая граница - до трагедии и после трагедии. Забыты были всего его титулы и награды. Шаварш Карапетян лечился несколько долгих месяцев, а когда решил спросить врачей. Сможет ли он снова заниматься спортом, они ответили, что ничего гарантировать не могут, потому что даже получасовое пребывание в холодной воде может теперь стать для него роковым.

«Когда потом я снова погружался в воду, то понимал, что легкие у меня уже не те, - вспоминал Ш. Карапетян. - Раньше я словно бы играл со своими соперниками, а теперь вынужден был бороться. Я установил еще один рекорд мира. Но уже последний…» Он попытался стать тренером, потом занялся другими делами. А потом и вовсе уехал из Армении.

«Самое страшное - горе близких. Вода украла множество жизней. Трехлетний сын моего брата Анатолия, тоже чемпиона мира, утонул в бассейне. Мой брат всего на несколько минут отлучился, и его сын утонул… Вы только представьте себе: утонул сын чемпиона мира по плаванию, а он ничего не смог поделать!..» - рассказал Шаварш Карапетян одной из российских газет. Перебравшись в 1993-м году в Москву, он попытался начать новую, не связанную со спортом жизнь, и основал небольшой цех по производству обуви. Предприятие его называлось «Второе дыхание». Сегодня он серьезный, преуспевающий бизнесмен.

Шаварш Карапетян


Но подвиг, совершенный им 30 лет назад, не забыт. «Спасенные им из троллейбуса люди долгие годы не знали даже имени своего спасителя», - говорит Б. Хачатрян. И только многие годы спустя, уже во времена «перестройки» начали выходить статьи и книги о Шаварше Карапетяне. Его именем названа малая планета, а вскоре Шаварш Карапетян удостоился ордена «Фейр плей» («Благородной игры»), которым ЮНЕСКО награждает спортсменов, проявивших высочайшее благородство в спорте, пусть даже подвиг Шаварша Карапетяна и не был спортивным.


via
 

поделиться

 
 
  • груши формы Будды
  • USB - аквариум
  • «зелёная школа» на острове Бали
  • правила Русского языка в картинках